:: Конференция Алматинского Клуба Драг Рейсинга ::: Простой сабвуфер на 2х35ГДН-1-8 - :: Конференция Алматинского Клуба Драг Рейсинга ::

Перейти к содержимому

  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Простой сабвуфер на 2х35ГДН-1-8 статья (bandpass + размеры ящика)

#1 Пользователь офлайн   Mr.Kib Иконка

  • Автозвуковой ПаXан-ПаХабнеГ
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 25876
  • Регистрация: 11.12.03 08:30
  • BMW E28 1985
  • Город:мк-рн "Кок-Жиек" - райский уголок

  Отправлено 08 February 2005 - 13:22

В статье описана простая конструкция мощного низкочастотного громкоговорителя, который можно использовать в АС автомобиля. Специфическая особенность такой конструкции — применение “в спарке” двух одинаковых головок.

Задача получения высококачественного звучания в салоне автомобиля при скромном бюджете считается трудновыполнимой, но попытки ее решения предпринимаются любителями с завидным постоянством. Очередная попытка, с точки зрения автора, представляется достаточно удачной: получены хорошие отзывы о работе этой АС. Немаловажным фактором следует признать легкость повторения конструкции.

Показанный на схеме рис. 1 усилитель А1 — четырехканальный УМ обычной автомагнитолы либо CD-ресивера, выполненный по мостовой схеме. Именно такие усилители и составляют большинство в ныне производимых моделях. Динамические головки ВА1, ВА2 и ВА7, ВА8 — это части широко распространенных двухполосных 10—12-сантиметровых автомобильных громкоговорителей номинальным сопротивлением 4 Ом. Динамические головки ВА1, ВА7 выполняют роль НЧ—СЧ звена и монтируются в передние двери, непосредственно в обшивку или на подиумы. Отделенные от них высокочастотные головки ВА2, ВА8 монтируют на стойках лобового стекла или на панели. Как правило, озвучивание этой части автомобильного салона достигается легко.

Для создания наиболее полной звуковой картины широкое распространение получила так называемая “схема Хеффлера”, когда из стереосигнала выделяется разностная составляющая и воспроизводится отдельными тыловыми громкоговорителями. Роль пространственной “подзвучки” в акустической системе выполняют две головки 25ГДН-1-4 (10ГД-34). Многие авторы рекомендуют выполнить схему тылового канала с применением ФНЧ, но я решил обойтись только фильтром высоких частот, поскольку примененные головки не способны воспроизводить сигналы частотой выше 5 кГц. Расположение этих головок возможно на задней полке или в обшивке боковин салона автомобиля. Таким образом озвучивается салон автомобиля в диапазоне частот примерно от 100 до 20000 Гц.

Конденсаторы С1, СЗ, С4 — неполярные оксидные. Конденсаторы С2, С5 — любые пленочные или металлобумажные. При отсутствии неполярного конденсатора емкостью 220 мкФ его можно изготовить, например, из двух соединенных встречно-последовательно полярных емкостью 470 мкФ на напряжение 16—25 В.

Для воспроизведения низкочастотных звуков (ниже 100 Гц) используется специальный громкоговоритель — сабвуфер, на рис. 1 — это головки ВА5, ВА6. Поскольку звуковой сигнал на частотах ниже 300 Гц в салоне автомобиля не локализуется, то источник низкочастотного звука можно расположить в багажнике. Естественно, если автомобиль используется как повседневное средство передвижения, сабвуфер должен быть малогабаритным, не боящимся соприкосновения с размещенным в багажнике грузом и создающим достаточное звуковое давление.

Известно, что эквивалентный объем большинства отечественных широкодоступных низкочастотных головок, обладающих собственной резонансной частотой ниже 60 Гц, находится в пределах 40...80 л. Явно много для багажника. Есть прием, позволяющий вдвое уменьшить объем ящика НЧ звена, — использование головок в “тандемном” включении. Так для динамических головок 35ГДН-1-8 (25ГД-26-8) эквивалентный объем составляет 40...45 л. Расположив их на одной оси рядом (“встречно” диффузорами), можно построить громкоговоритель объемом 20...22 л. Платой за это будет некоторое снижение чувствительности АС — примерно на 3 дБ.

Чтобы компенсировать эту потерю, воспользуемся опытом иностранных производителей сабвуферов. Широко известная фирма Bose Corporation запатентовала тип акустического оформления НЧ звена, называемый полосовым (“bandpass”). Известно, что АС такого типа имеют высокий, по сравнению с прочими типами акустического оформления, КПД.

Прикинем различные схемы акустического оформления нашего сабвуфера. С помощью программы JBL SpeakerShop вводим известные параметры Тиля—Смолла динамических головок 35ГДН-1-8 (25ГД-26-8) и испытываем различные типы АС.

На сформированных программой графиках (рис. 2) видны формы АЧХ различных типов громкоговорителя при подведенном к нему синусоидальном сигнале напряжением 2,83 В (для сопоставления характеристической чувствительности); проанализируем эти графики. Показанная красной линией АЧХ громкоговорителя с фазоинвертором вполне удовлетворительна, но рекомендуемый программой объем 39 л явно великоват. Голубая линия соответствует АЧХ фазоинвертора объемом 20 л — тоже неплохо. Синей линией показана АЧХ громкоговорителя в полосовом исполнении (шестого порядка). Его недостаток — нижняя граница воспроизводимого диапазона выше, чем у фазоинвертора. Фиолетовая линия — АЧХ громкоговорителя, оформленного как закрытый ящик объемом 20 л. Его характеристическая чувствительность в рабочем диапазоне частот явно мала, поэтому такой вариант отбрасываем.

Итак, у нас есть два интересных варианта — фазоинвертор на 20 л либо полосовой того же объема. Замечу также, что салон автомобиля сам имеет меняющиеся акустические характеристики (открытые или закрытые окна, число пассажиров в салоне, наличие багажа и т. п.). Все это изменяет передаточную функцию салона, поэтому реальная АЧХ системы звуковоспроизведения будет несколько иной. Как правило, это выражается в подъеме АЧХ в области 40... 130 Гц на 2...3 дБ (для разных типов и размеров салона автомобилей). Впрочем, большинство слушателей это вполне устраивает.

В чем состоит преимущество полосового громкоговорителя перед фазоинвертором? Как видно из графиков, он создает звуковое давление в диапазоне частот 50... 100 Гц на 3 дБ большее, чем фазоинвертор. Фактически он действует как узкополосный источник звука с эффективным подавлением излучения звуковых колебаний вне рабочей полосы частот, даже без внешнего фильтра. Такой громкоговоритель не содержит выступающих наружу частей динамических головок или иных элементов конструкции. Основные его недостатки — неважные фазовые характеристики и большая групповая задержка. Но поскольку большинство именитых производителей АС мирятся с этим, выбираем такой вариант и мы.

Для изготовления такого сабвуфера должны быть подготовлены следующие детали и материалы: динамические головки 35ГДН-1-8, фанера толщиной 15...20 мм, сантехническая полиэтиленовая труба внутренним диаметром 44 мм, винты-саморезы 03,5x35 мм, оконная замазка или силиконовый герметик, вата.

Из фанеры выпиливаем и собираем корпус сабвуфера, используя для крепежа самонарезающие винты. На эскизах рис. 3 для наглядности конструкции не показаны передние стенки, а в собранном виде сабвуфер представляет из себя глухой фанерный корпус с двумя отверстиями, в которых запрессованы трубы фазоинверторов. Шурупы следует завинчивать в панели с торцов, на расстоянии около 5 см друг от друга. Перед тем как закрепить последнюю стенку, не забудьте тщательно промазать стыки и щели замазкой, припаять к головкам и вывести из ящика провода и заполнить камеры распушенной ватой. Вспомните также, не забыли ли вы сделать отверстие в средней стенке между головками (рис. 3). Вату следует расположить так, чтобы она не загораживала порты фазоинверторов и не касалась диффузоров головок. Для этого можно использовать проволочные каркасы и марлю.

Внешнюю отделку собранного громкоговорителя выполняют по своему вкусу и возможностям. Вариантов здесь великое множество: от покраски масляной краской до обтягивания натуральной кожей с вставками из ценных пород дерева и слоновой кости.:)))

Такой громкоговоритель несложно расположить в багажнике. В случае, если его монтируют в кузове типа “седан” (“классика” ВАЗ), корпус сабвуфера можно прикрепить к задней полке изнутри багажника вверх трубами, не забыв сделать отверстия в полке для того, чтобы фазоинверторы свободно “дышали” в салон. В кузовах типа “универсал” или “хэтчбэк” достаточно просто положить громкоговоритель в багажник — хлипкая полка багажника не создает заметного сопротивления проникновению звука в салон.

В заключение можно заметить, что сабвуфер способен создавать звуковое давление до 120... 125 дБ при подводимой мощности до 250 Вт, поэтому впоследствии возможно наращивать мощность усилителя.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  cxema_92.jpg (9.53К)
    Количество загрузок:: 762
  • Прикрепленный файл  cxema_93.jpg (24.86К)
    Количество загрузок:: 469
  • Прикрепленный файл  cxema_94.jpg (18.33К)
    Количество загрузок:: 884

0

#2 Пользователь офлайн   Vick Иконка

  • Писатель
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 376
  • Регистрация: 18.10.04 09:46
  • Windom, 21MCV
  • Город:Alma-Ata

Отправлено 09 February 2005 - 10:26

Видал я этот вариант в сети... тогда еще правда и не думал саб собирать.
Но вот сейчас подумал: две 35-ки у меня есть, руки, ноги - тоже, даже "скомканный первый блин" (как его на тусе назвали - шкафчик), может весной найду время - да сделаю такой.
Где наша не пропадала... :)
0

#3 Пользователь офлайн   Soul_Train Иконка

  • АРА Мьюзик - новичек
  • Группа: Members
  • Сообщений: 10117
  • Регистрация: 09.09.04 23:38
  • R19 | Pug 106 | PH-Quick
  • Город:Алматы

Отправлено 09 February 2005 - 22:08

Вариант неплохой. Вот только я первую присоединенную картинку не понял.
hot like a sun & wet like a rain
------------------------------------
SPL fanat
------------------------------------
RS Team
------------------------------------
СОУЛ: Синтетический Организм для Уничтожительной Лоботомии
0

#4 Пользователь офлайн   .R Иконка

  • ADRC Sport Driver
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 15058
  • Регистрация: 09.12.03 10:52
  • E30 318
  • Город:Алма-Ата, Казахстан

Отправлено 09 February 2005 - 22:11

Soul_Train (9th February 2005, 22:08) писал:

Вариант неплохой. Вот только я первую присоединенную картинку не понял.
Просмотр сообщения

Цитата

Показанный на схеме рис. 1 усилитель А1 — четырехканальный УМ обычной автомагнитолы либо CD-ресивера, выполненный по мостовой схеме. Именно такие усилители и составляют большинство в ныне производимых моделях. Динамические головки ВА1, ВА2 и ВА7, ВА8 — это части широко распространенных двухполосных 10—12-сантиметровых автомобильных громкоговорителей номинальным сопротивлением 4 Ом. Динамические головки ВА1, ВА7 выполняют роль НЧ—СЧ звена и монтируются в передние двери, непосредственно в обшивку или на подиумы. Отделенные от них высокочастотные головки ВА2, ВА8 монтируют на стойках лобового стекла или на панели. Как правило, озвучивание этой части автомобильного салона достигается легко.

www.addc.kz
www.db-drag.kz
0

#5 Пользователь офлайн   Mr.Kib Иконка

  • Автозвуковой ПаXан-ПаХабнеГ
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 25876
  • Регистрация: 11.12.03 08:30
  • BMW E28 1985
  • Город:мк-рн "Кок-Жиек" - райский уголок

  Отправлено 11 February 2005 - 16:49

продолжаем размещать статьи о сабах на 35-ках...

правда картинок к этой не нашел:( но звук за 50 баксов!? впечатляет!:)))

Этот рассказ не претендует на звание одного из лучших руководств к изготовлению сабвуфера в автомобиль или энциклопедии автозвука. Это, скорее, опус о том, как я впервые делал качественный звук для своего автомобиля, прилагая к этому минимум теории и денег :) . Знатокам и ценителям качественного звука он покажется просто занимательным, но новичкам поможет решиться на переделку своей автоакустики, которую они так долго откладывали.

Итак, что имелось:
1) автомобиль Ford Fiesta, очень маленький автомобиль, но зверь страшный :) - 1.8 литра дизель, кому интересно.
2) примитивнейшая автомагнитола Philips 1994 года выпуска без опознавательных знаков кроме маленькой надписи "304" под ЖКИ-дисплеем, не имеющая на себе ничего, кроме регулировки высоких частот. 2х6 Вт при двухомной нагрузке... Перемотка кассеты только в одну сторону, что уж тут говорить об автореверсе... Неважно, одним словом.
3) штатные широкополосные динамики, врезанные в передние дверки бог знает какой фирмы и марки, но, надо сказать, неплохо выдающие средние частоты, и маленькие тыловые широкополосники фирмы Alphard (подвес из прессованного поролона, пъезопищалка и здоровый магнит с гордой надписью "20 W")
4) минимум денег, которых и так никогда много не бывает
5) неуемное желание иметь качественный звук, который заткнет за пояс "суперзвук" бросающих понты знакомых.

Что первоначально планировалось:
1) сделать маленький сабвуфер, чтобы не травмировать психику отца видом гипотетического 40-литрового саба на 75ГДН-ах, занимающего весь багажник моей Фиесты :)
2) перепаять магнитолу таким образом, чтобы она смогла "раскачать" будущий саб
Больше половины переделок пришли, что называется, "в процессе", поэтому о них расскажу по ходу дела.

САБ
Сабвуфер изначально я задумывал таким, чтобы уместить его в свободное пространство под бардачком впереди авто. Но потом от этой идеи пришлось отказаться. Во-первых, таких маленьких головок, имеющих диаметр максимум 13 см и низкую резонансную частоту очень мало, а те что есть, у нас в Минске днем с огнем не сыщешь. А баса хотелось глубокого и сильного, аж морда болела ;). Потом с подачи САБОделкина пришла мысль сделать "стелс"-сабвуфер, примерно такой:
Данная идея тоже отпала, ибо хитрейшая конструкция багажника Фиесты не позволила этого реализовать. А вся закавыка была в том, что между задним стеклом и спинками сидений не было жестко закрепленной панели, куда можно было бы приладить "стелс". Эта крышка была достаточно хлипкой и поднималась на растяжках вместе с крышкой багажника. И даже если бы я сделал ее жесткой, прицепил к крышке багажника цепями чтобы не оторвалась, все равно, прикиньте, какой бы она имела вес, и каким домкратом пришлось бы открывать каждый раз багажник.
Идея с сабом под сиденьем тоже не подошла. Т.к. между сиденьем и днищем авто не то, что саб, туда руку просунуть сложно было...
Поэтому было решено принести в жертву часть багажника и делать саб на головках посерьезнее. Причем делать изобарик, чтобы свести потери полезного объема багажника к минимуму.
Совершенно случайно наткнулся на базаре на пару головок 35ГДН1-4, которые при должном торге с продавцом были сразу выбиты у последнего за 15 у.е. (достаточно дешево, я думаю). Кому интересно, гляньте их паспортные данные тут. После чего в ход пошла "легкая артиллерия" в виде программы JBL SpeakerShop с целью выяснения реальных параметров Тиля-Смолла закупленных головок. Замерами выяснилось следующее: Fs одной головки была равным 37 Гц, другой - 39 Гц. Vas вышел примерно по 18 литров на каждую голову, Qts ровно по 0,43. Чувствительность обеих головок - 85 дБ.
Сходу было решено делать саб с фазоинвертором, благо параметры голов так и просились под него. Но... на форуме сего сайта вовремя всплыла тема о достоинствах и недостатках закрытого ящика и фазоинвертора, в том числе и в автомобиле. И я решился делать ЗЯ - и проще, и пыли на магнитной системе головок меньше. Стал я делать следующее:
Сразу хочу попросить прощения за жуткие рисунки. Ну не художник я, не умею рисовать!
Как видно из этих эскизов, у саба не очень удачно спланирован изобарик. Объем между двумя головками великоват - около 3,5 литров с учетом объема, занимаемого магнитной системой первой головки! Но иного выбора у меня не было: делать классически, "морда к морде" не позволяют условия эксплуатации саба (сдвинется еще чего-нибудь, мусор с пылью опять же летит и пр.), а при уменьшении расстояния между головками магнит одной из них начинал "цеплять" поле другого.
Материал для изготовления саба - ДСП, 16 и 18 мм. Делалось так: параллельные боковые стенки делаются размерами 420х240 из 16-мм ДСП, другие две боковые - 205х240 из 18-мм ДСП, и в торцы 18-мм пластин через 16-миллиметровые вкручиваются саморезы с потайной шляпкой длиной 50 мм. Вот так (вид в разрезе):
Торцевые пластины делались, конечно, из 18-мм ДСП, а внутренняя, на которой держится головка внутри корпуса, из 16 мм ДСП, но усилена фанерой толщиной 3 мм ("посажена" на ПВА).
Разрезалось все это дело ручным электролобзиком, одолженным у соседа. Отличная штука, надо вам сказать! Всем рекомендую.
Вся конструкция собиралась на тех же саморезах, на весь саб у меня ушло их 24 штуки. После стягивания пластин ДСП саморезами стыки изнутри тщательно промазывались монтажным силиконовым герметиком, после чего снаружи в эти же стыки заливалась эпоксидная смола (куда могла просочиться).
Основную рабочую камеру объемом примерно 11 литров на том же силиконовом герметике оклеил: стенки - двумя слоями искусственного войлока толщиной 5 мм (натуральный до сих пор пытаюсь найти), дно - тремя слоями того же войлока. После крепилось на саморезах дно, и стыки уже снаружи промазывались герметиком.
Один маленький, но приятный в конечном итоге момент: как вы заметили, в сечении саб получился квадратным. Чтобы сделать его более округлым (для удобства и красоты), я стесал его прямые углы примерно так:

Кстати, делал я это с помощью отличной штуковины, именуемой вулканитом. Кто не в курсе, это такая машинка, похожая на дрель, только вместо патрона там держатель для фрез, и стоит он перпендикулярно положению двигателя. Т.е. чтобы лучше это понять, представьте этакую ручную дисковую пилу, которой в американских фильмах в моргах вскрывают трупы :) - вот примерно оно и есть. Только фрезы туда ставятся разные - и отрезные (толщиной 1 мм), и шлифовальные (потолще) (обе - из абразива, склеенного какимто составом), и шлифовальные наждачные (наждачная бумага наклеена по кругу в виде лепестков внахлест). Скруглял углы я как раз наждачным кругом. Буквально 10 минут - и все готово! 11 тысяч оборотов фрезы - это вам не шутки! Правда, без респиратора работать страшно - такая пылища древесная поднимается - просто жуть! ;) Одним словом, очень рекомендую сей инструмент при изготовлении корпусов.
Сами головки прикручивал следующим образом. На посадочное место по кругу шириной где-то 1 см наносил силиконовый герметик толстым слоем (3 мм), давал ему немного подсохнуть, потом прикладывал головку и слегка прижимал ее, чтобы силикон принял форму и неровности посадочного места головки. После головка снималась до полного высыхания силикона. Силикон застывал, головка прикручивалась уже "навсегда". Т.о., получилась резиновая прокладка между крепежным местом и диффузородержателем головки солидной толщины.
Поскольку саб планировался съемным (на всякий случай), то для подключения проводов я прикупил на базаре золотистые винтовые зажимы, которые, как клялся и божился продавец, практически не окисляются. Кроме того, сам корпус я обил тем же самым 5-мм войлоком, благо было его в достатке. Будучи черного цвета, войлок придал сабу нормальный "пацанский" :) вид, да и красить, шпаклевать и пр. корпус не пришлось. И, наконец, была закуплена круглая металлическая решетка чуть большего размера, чем диаметр головок саба, и приделана к наружному динамику. Кстати, решетка тоже была черного цвета, что еще больше улучшило внешний вид сабвуфера. К сожалению, я не обладаю цифровым фотоаппаратом или сканером, поэтому фотографий с итогами всей работы вы не увидите, придется довольствоваться чертежами и словесным описанием :(
Далее. Раз усилитель моей магнитолы позволяет подключить 2-омную нагрузку, не колеблясь подключил я обе головы параллельно, т.е. в итоге получил где-то 1,7 Ома (головки по 3,5 Ома оказались). Частота среза была выбрана 200 Гц, что в совокупности с третьим порядком фильтра должно было исключить локализацию сабвуфера как источника звука (что и получилось). А в целом электрическая система подключения саба вышла вот такой:

Емкости и индуктивности рассчитывал вот по этому чертежу и формулам:

L=Rном /(2*Pi*fp), C=1/(2*Pi*fp*Rном) , где fp - частота разделения в герцах, Rном номинальное электрическое сопротивление соответствующей головки громкоговорителя в омах. Значение индуктивности получаем в генри (10^3 мГн), а значение емкости - в фарадах (10^6 мкФ).
Расчет катушек производил с помощью программы С.Е.С. от Dev'а. Катушки выполнялись на воздушном сердечнике проводом ПЭТВ-2 толщиной 1,3 мм. За следующую фразу многие фанаты суперкачественного звука, возможно, будут готовы попинать меня ногами ;) , но емкости я набрал все же из электролитических конденсаторов, соединяя их по парам последовательно, а потом эти пары - параллельно, набирая нужную емкость. Т.е. таким образом:
Как известно, последовательное соединение конденсаторов дает емкость, рассчитываемую по формуле:
Собщ=С1*С2:(С1+С2)
Итого, при соединении, например, двух конденсаторов по 1000 мкФ, имеем:
С=1000*1000:(1000+1000)=500 мкФ
Параллельное соединение же дает такую емкость: Собщ=С1+С2
Поэтому данная на рисунке "гирлянда" получилась 500+50+50+23 = 623 мкФ, т.е. практически то, что и нужно.
Использовал я, как и сказал, электролиты, и вот почему. Во-первых (и это главное), размеры фильтра, собранного с использованием нормальных неполярных конденсаторов (типа МБГО, МБМ и др.) получились бы сопоставимыми с размерами самого саба, а это, понятно, меня не устраивало. И во-вторых, стоимость такого фильтра превысила бы, пожалуй, стоимость головок для саба и магнитолы вместе взятых ;). Конечно, уши у меня по большей части отдавлены медведем, наверное, поэтому звук из такого фильтра показался мне вполне качественным.
Итак, фильтр был смонтирован на фанерке толщиной 3 мм и благополучно запихан под бардачок, как раз в то место, где я сначала планировал разместить саб. Раз мощность предполагалось подавать на него небольшую (как помните, 6 ватт с канала, да плюс больше половины отрежется фильтром, итого - около 4-5 ватт), то и толщину провода для саба я выбрал небольшую, 1 мм.кв., соблазнившись на почти нулевое сопротивление 5-метрового отрезка этого провода (безымянный "китаец" в прозрачной толстой пластиковой оплетке).
С сабом было покончено, пришел черед потрошить магнитолу...
МАГНИТОЛА
Для начала я просто открыл верхнюю крышку магнитолы, полюбовался ее внутренностями, и снова закрыл ее ;) , предварительно запомнив маркировку микросхемы усилителя (она одна там была, большая, прикручена через термопасту к задней стенке магнитолы (стенка, выходит, теплоотвод для рассеиваемого микросхемой тепла). Сама микросхема имела маркировку TDA1519. После в великом и могучем Интернете был раздобыт даташит на эту микросхему, в котором самой полезной картинкой оказалась вот такая:

Поскольку выдающимися умениями в радиотехнике я никогда не страдал (у меня даже простейшие схемы в детстве никогда не работали), то было решено, не мудрствуя лукаво, купить такую же микросхему и подключить ее параллельно, оставив неподключенными лишь выходы сигнала (контакты 4 и 6 на схеме). Путем долгих проб и ошибок, исправленных по ходу с помощью советов Serzhi, в итоге я вычислил работоспособную конфигурацию. Такой оказалась следующая: параллельно к первой микросхеме подпаиваются выводы 2, 3, 5, 7 и 8, выводы 4 и 6 через конденсаторы в 1000 мкФ идут на нагрузку в виде динамиков, сигнал до конденсаторов в 220 нФ отбирается, пускается через отдельные конденсаторы в 220 нФ и идет на микросхему (выводы 1 и 9). В итоге из магнитолы в 2х6 Вт я получил магнитолу 4х6 Вт.
Сама микросхема была прикручена рядом с первой, изнутри к задней стенке магнитолы через термопасту КПТ-8, положенную под теплоотвод. Интуитивно я догадывался, что общей площади жестяного корпуса магнитолы вряд ли хватит для отвода тепла сразу от двух микросхем. Поэтому снаружи корпуса магнитолы, сразу за новой микросхемой, был прикручен простенький радиатор от кулера для процессоров типа 486 и Pentium (тоже через термопасту). И не прогадал! Радиатор грелся достаточно сильно (в отличие от всего корпуса в целом), что говорило о нехилом тепловыделении двух микросхем.
Но данная схема была бы почти неработоспособной, т.к. питания уже двух микросхем в одной магнитоле явно не хватило бы. Посему на плате магнитолы был обнаружен конденсатор, стабилизирующий напряжение. Он оказался смехотворной емкости - всего 1000 мкФ, из-за чего я справедливо решил, что уж 9400 мкФ (2х4700), впаянных затем мной, будет вполне достаточно даже на максимальной нагрузке. Наивный... :) Уже за серединой выдаваемой громкости магнитола начинала похрипывать в динамики и помаргивать ЖКИ-дисплеем. В результате новой серии тестов итоговая емкость этих конденсаторов была доведена до 19400 мкФ (10000+4700+4700). Вроде бы хватило... Уж и не думал, что такие слабые микросхемы будут столько жрать! :)
Подключал я магнитолу, понятно, как и задумывал: старая микруха питала те динамики, что и были (широкополосники в дверках и с тыла, подключенные параллельно), новая "раскачивала" саб через фильтр.
Раз уж я разобрал магнитолу, опять с подачи Serzhi было решено поменять заодно и звукоснимающую головку в кассетном отделе магнитолы. Ради эксперимента на базаре была куплена самая дешевая головка (около 70 центов!) и впаяна вместо старой. И тут я попался на одном хитром моменте, поскольку до этого не имел дело с подобного рода вещами. Дело в том, что головку после установки надо откалибровать, т.е. с помощью одного прижимного винта, поддерживаемого с обратной стороны пружиной, добиться такого положения головки по отношению к пленке кассеты, чтобы звук считывался как надо, а не как получится ;). Не услышав никаких улучшений, поставил старую головку обратно, но она стала считывать звук еще хуже! Поняв, наконец, в чем дело, я откалибровал головку на слух и ощутил, что новая головка значительно лучше воспроизводит ВЧ и чуть лучше НЧ, чем старая. Поэтому решил оставить ее, и, облегченно вздохнув, я собрался насладиться новым звуком. Не тут-то было!..
ИНЫЕ УЛУЧШЕНИЯ
Как я и предполагал, звук улучшился не то, что на порядок, а гораздо больше! Басы теперь стали - просто у-ух-х! Глубокие, сочные и не "бултыхающиеся", как в большинстве дешевых буржуйских сабвуферов. И даже мощности почти хватало, чтобы нормально послушать Drum'n'Bass, который я, в основном, слушаю. Почти - потому что на прослушивании кассеты приходилось выкручивать ручку регулировки звука практически до упора, но этого вполне для меня хватало. Но что-то все же не давало мне покоя...
И этим "чем-то", как впоследствии оказалось, явилось почти полное отсутствие высоких частот в передней части салона (не забывайте, что ВЧ-пъезопищалки были только на тыловых динамиках!). И как следствие, сжав нервы и волю (коих оставалось немного после всех этих переделок) в кулак, я стал придумывать, что же и каким образом установить в качестве ВЧ-звена вперед.
Озарение пришло довольно скоро. "Только 3ГД-2 как ВЧ-звено спасут отца русской демократии!" - сказал Serzhi, и я внял сему гласу :) Продавец на радиорынке, похоже, узнал меня (еще бы, наверное, я один так конкретно у него отовариваюсь!), достал желанные 3ГД-2, и, причмокивая и целуя кончики своих пальцев, стал убеждать, что лучшего я ни у кого не найду ;) Короче, после пятиминутного торга сии головки оказались у меня примерно за 8 у.е. (15 тыс. руб.). Не мудрствуя лукаво и решив, что нагрузки на моей магнитоле выше полуватта им все равно не видать, я изобразил им фильтр первого порядка с частотой среза 7000 Гц. Т.е. обычный конденсатор емкостью 1,8 мкФ, пущенный в разрыв плюсового провода последовательно пищалке. На этот раз не электролитический ;) , а набранный из нескольких пленочных конденсаторов. Потом долго устанавливал их на "торпеде" авто, пытаясь словить их положение так, чтобы звук, отражаясь от лобового стекла, шел прямо на слушателя, т.е. на меня любимого ;). По другому установить эти достаточно массивные головки не представлялось возможным. Потом, оклеив головки по бокам все тем же черным тонким войлоком, "Моментом" приклеил их в углах приборной панели, направив на лобовое стекло под нужным наклоном. Вид получился не очень, зато звук!..
Ух, как же преобразился звук после этой переделки! Улучшился, конечно. ВЧ шли просто замечательно, даже чересчур. Вот где пригодился единственный регулятор ВЧ магнитолы! Хотел было сначала L-Pad сделать для этих пищалей, но регулировка ВЧ с магнитолы решила эту проблему.
Наконец, финальной частью прочих улучшений стало включение фильтра первого порядка на динамики в дверках и тыловые (которые, как вы помните, подключались параллельно), что дало отсечку басов до 200 Гц на эти головки. Честно скажу, на мой немузыкальный слух звук улучшился достаточно сильно, хотя первый порядок дает достаточно слабое затухание сигнала, особенно на таком коротком частотном отрезке. Но тем не менее...
Эксперимента ради пробовал я менять штатные широкополосники в дверках на такие же по размерам широкополосники, выколупнутые мной из колонок старого добитого музыкального центра, доставшихся мне задаром. Сначала звук показался мне лучше, но попеременно заменяя эти динамики и сравнивая их звучание, я пришел к выводу, что лучше оставить все, как есть.
Таким образом, в итоге получилось некое подобие трехполосной системы в авто: саб до 200 Гц, широкополосники от 200 Гц и пищалки 7000-18000 Гц. Надо было бы, конечно, "отрезать" и ВЧ на широкополосниках, но я удовлетворился и этим. Хватит. Пока...
ИТОГИ
Итак, звук после всех переделок улучшился на несколько порядков как минимум! Настолько сильно, что отец, залезши как-то ко мне в машину, послушав все это безобразие, кивнул сам себе и сказал, что надо о моем автозвуке рассказать одному нашему общему знакомому, который недавно за две с копейками тысячи североамериканских тугриков наворотил у себя в авто "крутейшей акустики". Наверняка он сильно удивится, когда узнает, сколько денег я потратил на все переделки, получив в итоге звук не хуже, чем у него...
А теперь о самом "вкусном", т.е. о том, сколько же денег я потратил на все доработки и улучшения. Смотрим табличку:

Приобретенные материалы и компоненты Стоимость в долларах США
1. Головки динамические 35ГДН-1-4, 2 шт. 15
2. Головки динамические 3ГД-2, 2 шт. 8
3. ДСП, ДВП в необходимом количестве халява *
4. Силиконовый герметик, 1 тюбик (около 350 мл) 2
5. Провод акустический, Ф=1 мм.кв., 5 метров 2,5
6. Провод акустический, Ф=0,5 мм.кв., 4 метра 1,5
7. Винтовые зажимы, 2 шт. 2
8. Провод медный для катушек разделительного фильтра Ф=1,3 мм, чуть больше 1 кг (то, что пошло на катушки)
2
9. Шурупы-саморезы, 50 мм, 25 шт. 1
10. Звукоснимающая головка 0,7
11. Куча всевозможных конденсаторов :) 4
12. Войлок искусственный халява
13. Микросхема TDA1519, 1 шт. 1,5
14. Решетка на динамик сабвуфера, 1 шт. 1,7
15. Радиатор охлаждения микросхемы (старый кулер) халява
16. Термопроводящая паста КПТ-8 халява
17. Смола эпоксидная халява
ИТОГО: 41,9
* "Халява" означает, что данные материалы уже присутствовали, были приобретены даром либо за смехотворно малую сумму.
Ну как вам? Меньше, чем за 50 долларов США получить звук, сопоставимый со звуком систем в несколько (десятков?) раз дороже! По-моему, весьма неплохо!
Одним словом, я понял, что приближать качество звука в автомобиле к уровню хай-фай - это неизлечимая и тяжелопротекающая болезнь. Слишком поздно я это осознал... Serzhi теперь вот подбивает оклеить дверки, полы и стенку между двигателем и салоном войлоком потолще, и я с ужасом понимаю, что, скорее всего, я это сделаю. Как-нибудь попозже, как сил наберусь... Но сам факт того, что можно улучшить еще что-то, не дает спокойно спать по ночам ;). Магнитолу опять же присматриваю с CD-плейером, а то на этой новой акустике так хорошо стали слышны и фоновые шумы кассеты, и недостаток басов даже на вполне дорогих (2 у.е.) кассетах... ЛЮДИ! Я серьезно болен, и это неизлечимо! Поэтому, люди, НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ автозвуком слишком серьезно, а то будет то же, что и со мной! Что это там у меня? Войлока здоровый кусок? О, как раз дверки оклеить хватит! Пойду, примерю...
Выражаю огромную благодарность всем, кто меня морально поддерживал и помогал советами в процессе "творения акустики" и написания этой статьи. А именно - Serzhi, САБОделкину и MaxMan'у.
0

#6 Пользователь офлайн   Vick Иконка

  • Писатель
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 376
  • Регистрация: 18.10.04 09:46
  • Windom, 21MCV
  • Город:Alma-Ata

Отправлено 13 February 2005 - 04:10

kib, скинь в личку свое мыло, я тебе отправлю файл, в котором есть фотки по этой статье. Плюс бонусом еще статьи про ГДНки!
0

#7 Пользователь офлайн   Mr.Kib Иконка

  • Автозвуковой ПаXан-ПаХабнеГ
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 25876
  • Регистрация: 11.12.03 08:30
  • BMW E28 1985
  • Город:мк-рн "Кок-Жиек" - райский уголок

Отправлено 13 February 2005 - 08:44

Vick (13th February 2005, 4:10) писал:

kib, скинь в личку свое мыло, я тебе отправлю файл, в котором есть фотки по этой статье. Плюс бонусом еще статьи про ГДНки!
Просмотр сообщения


kib_007@pochta.ru
0

#8 Пользователь офлайн   Sam Иконка

  • Карантин
  • Группа: Beginners
  • Сообщений: 4
  • Регистрация: 14.02.05 16:20

Отправлено 14 February 2005 - 16:40

kib,

Цитата

Как известно, последовательное соединение конденсаторов дает емкость, рассчитываемую по формуле:
Собщ=С1*С2:(С1+С2)
Итого, при соединении, например, двух конденсаторов по 1000 мкФ, имеем:
С=1000*1000:(1000+1000)=500 мкФ
Параллельное соединение же дает такую емкость: Собщ=С1+С2
Поэтому данная на рисунке "гирлянда" получилась 500+50+50+23 = 623 мкФ, т.е. практически то, что и нужно.


Делаю Саб на 75 гдн-1-4 , хочу сделать фильтр из кондесаторов электролитических, влом идти покупать, но есть усилок неработающий можно ли с него взять. Помоги новичку плиз
:bravo:
0

#9 Пользователь офлайн   Mr.Kib Иконка

  • Автозвуковой ПаXан-ПаХабнеГ
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 25876
  • Регистрация: 11.12.03 08:30
  • BMW E28 1985
  • Город:мк-рн "Кок-Жиек" - райский уголок

Отправлено 14 February 2005 - 17:03

Sam (14th February 2005, 16:40) писал:

kib

Делаю Саб на 75 гдн-1-4 , хочу сделать фильтр из кондесаторов электролитических, влом идти покупать, но есть усилок неработающий можно ли с него взять.  Помоги новичку плиз
:bravo:
Просмотр сообщения


про сабы на 75-ках есть отдельная тема... и про самодельные усилители мощности тоже.. если ты имел ввиду НЧ фильтр то смотри http://www.masterkit...et.php?num=606... купить можно в магазине DIY for us по Сейфуллина ниже Абая тел 610304,616429...
либо он оставался уже спаянный мной у МОХа... спроси у него может продаст...
0

#10 Пользователь офлайн   Sam Иконка

  • Карантин
  • Группа: Beginners
  • Сообщений: 4
  • Регистрация: 14.02.05 16:20

Отправлено 14 February 2005 - 17:13

я и незнал что в моем говроде есть там магазин, я вот что спрашивал ты писал что сделал Фильтр из конденсаторов электролитических, и я хочу

Пусть и меня пинают если есть много 2000мкф? (sorry за мои ламерские вопросы)
0

#11 Пользователь офлайн   Mr.Kib Иконка

  • Автозвуковой ПаXан-ПаХабнеГ
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 25876
  • Регистрация: 11.12.03 08:30
  • BMW E28 1985
  • Город:мк-рн "Кок-Жиек" - райский уголок

Отправлено 14 February 2005 - 17:35

Sam (14th February 2005, 17:13) писал:

я и незнал что в моем говроде есть там магазин, я вот что спрашивал ты писал что сделал Фильтр  из конденсаторов электролитических, и я хочу

Пусть и меня пинают если есть много 2000мкф? (sorry за мои ламерские вопросы)
Просмотр сообщения


дай ссылку где я это писал... не понятно о чем речь вообще... фильтр не состоит из одних конденсаторов...
0

#12 Пользователь офлайн   Sam Иконка

  • Карантин
  • Группа: Beginners
  • Сообщений: 4
  • Регистрация: 14.02.05 16:20

Отправлено 14 February 2005 - 17:54

блин сейчас вчитался хорошо и понял что там и катушки и т.д, писал это ты в своем втором посте этого топика.
Мне мой друг говорил что можно фильтр замутить на 60 мкф, неэлектролитических,

Если несложно дай плиз ссылочку на топик обсуждения уся к 75гдн, в топе про этот динамик про усилитель я ничего ненашел
0

#13 Пользователь офлайн   Mr.Kib Иконка

  • Автозвуковой ПаXан-ПаХабнеГ
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 25876
  • Регистрация: 11.12.03 08:30
  • BMW E28 1985
  • Город:мк-рн "Кок-Жиек" - райский уголок

Отправлено 14 February 2005 - 18:09

Sam (14th February 2005, 17:54) писал:

блин сейчас вчитался хорошо и понял что там и катушки и т.д, писал это ты в своем втором посте этого топика.
Мне мой друг говорил что можно фильтр замутить на 60 мкф, неэлектролитических,

Если несложно дай плиз ссылочку на топик обсуждения уся к 75гдн, в топе про этот динамик про усилитель я ничего ненашел
Просмотр сообщения


Усилитель НЧ 100 Вт продается в том же магазине...

вообщем рекомендую смотреть не только первую страницу форума автозвука, а так же почитать FAQ, многие вопросы отпадут сами собой:)))
0

#14 Пользователь офлайн   Mr.Kib Иконка

  • Автозвуковой ПаXан-ПаХабнеГ
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 25876
  • Регистрация: 11.12.03 08:30
  • BMW E28 1985
  • Город:мк-рн "Кок-Жиек" - райский уголок

Отправлено 14 February 2005 - 18:23

Большая подборка схем фильтров лежит ТУТ!
0

#15 Пользователь офлайн   Sam Иконка

  • Карантин
  • Группа: Beginners
  • Сообщений: 4
  • Регистрация: 14.02.05 16:20

Отправлено 14 February 2005 - 19:51

спасибо учту в будущем
0

#16 Пользователь офлайн   Chazzz Иконка

  • Писатель
  • Группа: Members
  • Сообщений: 307
  • Регистрация: 10.03.05 00:51
  • Montero Sport '03
  • Город:Almaty

Отправлено 14 March 2005 - 23:49

Собрал саб (ЗЯ) на одном динамике 35ГДН (просто лежал ненужный, вот и решил попробовать перед тем, как начну делать саб на 75-ке). Вот теперь думаю нужно ли обклеивать корпус саба внутри чем-нибудь?
0

#17 Пользователь офлайн   Mr.Kib Иконка

  • Автозвуковой ПаXан-ПаХабнеГ
  • Группа: Совет ADDC
  • Сообщений: 25876
  • Регистрация: 11.12.03 08:30
  • BMW E28 1985
  • Город:мк-рн "Кок-Жиек" - райский уголок

Отправлено 14 March 2005 - 23:57

ChazyChaz (14th March 2005, 23:49) писал:

Собрал саб (ЗЯ) на одном динамике 35ГДН (просто лежал ненужный, вот и решил попробовать перед тем, как начну делать саб на 75-ке). Вот теперь думаю нужно ли обклеивать корпус саба внутри чем-нибудь?
Просмотр сообщения


FAQ сабвуферы
:bravo:
0

#18 Пользователь офлайн   YuSS Иконка

  • Карантин
  • Группа: Beginners
  • Сообщений: 5
  • Регистрация: 19.08.06 18:35
  • Ваз 2108
  • Город:г.Шахтинск учусь в Караганде

Отправлено 19 August 2006 - 19:17

Братцы,совета прошу!Вообщем есть у меня два дина 35 ГДН 1-4 и решил я сделать на них саб.Сделал...Тока не звучит он как надо,помоему!!!Не басит как положено!Всё делал вот по этой схеме http://forum.racing....?showtopic=1838. Вот думаю теперь,может не париться и взять активный саб тысяч за 7000 тенов(китаец с надписью X-ploid у нас в Караганде на базаре видел) или может из моих динов что-то путёвое можно сделать?Давайте вместе подумаем.
-Ты знаеш чем пахнет пламя от зажигалки?
-Чем?
-Молёными волосками из носа...

В затюненых наглухо тачках бензин убывает пропорционально поднятию стрелки спидометра!!!
0

#19 Пользователь офлайн   Beeplok Иконка

  • Настоящий сварщик
  • Группа: Members
  • Сообщений: 3238
  • Регистрация: 03.10.05 09:36
  • BMW X5 2004 Toledo Blue
  • Город:дальнего запада..

Отправлено 19 August 2006 - 22:14

Какова цель ваших мытарств? Чтобы просто что то обязательно бумкало? Тогда можно и нужно обойтись китовской бочкой и не париться...
Лето... Осень... Папиросим...
Пять два восемь... Пять два восемь....

www.hattrick.org - присоединяйтесь к казахстанскому комьюнити...
0

#20 Пользователь офлайн   YuSS Иконка

  • Карантин
  • Группа: Beginners
  • Сообщений: 5
  • Регистрация: 19.08.06 18:35
  • Ваз 2108
  • Город:г.Шахтинск учусь в Караганде

Отправлено 19 August 2006 - 23:38

Мытарства мои для хорошего бумканья в плане сочного и до кишков пробирающего баса.Денег нету,точнее есть тока на китаёзу,но если есть возможность из подопытных динов сделать что-то подобное буду рад любой информации по постройке на них саба.Слушаю rap, и всякого рода колбасню.Вот.
-Ты знаеш чем пахнет пламя от зажигалки?
-Чем?
-Молёными волосками из носа...

В затюненых наглухо тачках бензин убывает пропорционально поднятию стрелки спидометра!!!
0

Поделиться темой:


  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей